Зам.директора по УВР:
Кадырова А.И.
МБОУ «Новоатьяловская СОШ»
Индивидуальное сопровождение творчески
работающих учителей.
Известно, что ключевой фигурой в образовательном процессе
является учитель, роль которого значительно возрастает в связи с необходимостью
рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и
воспитания. Он должен обладать не только
знаниями и опытом в определенной области, но и необходимым набором профессиональных
компетенций. Ведь сегодня важны не только его знания, но и практические навыки,
так как все мы учились вчера, а опыт нам нужен сегодня и завтра. В связи с этим
возникает необходимость создания действенной и эффективной структуры
методической помощи учителю.
С
учётом новых задач в школе разработана программа «Школа молодого педагога», план
индивидуального сопровождения педагога ОУ, положение об индивидуальном сопровождение
молодого специалиста, реализация которых позволит мотивировать учителя на
профессиональный рост и активизировать деятельность педагогического коллектива
в плане организации инновационной деятельности.
Сегодня школа является
экспериментальной площадкой по апробации учебника «русский язык» под редакцией
Г.Г. Городиловой, Е.А.Хамраевой и базовой школой.
В основе успешного выполнения любой
программы, идеи лежит принцип эффективного использования, сохранения и развития
человеческих ресурсов. Многочисленные исследования неопровержимо доказывают,
что в долгосрочной перспективе конкурентоспособность организации определяет
хорошо обученный, квалифицированный и мотивированный персонал. Влиять на
поведение подчинённых можно не только посредством вознаграждения, но и
добиваясь чёткого понимания того, каких результатов администрация ожидает от
исполнителей, распределяя задания так, чтобы они были по силам исполнителям.
Поэтому важным шагом в управлении для администрации нашей школы является
методическое (индивидуальное) сопровождение профессиональной деятельности
педагогов. Сопровождение учителя - это создание оптимальных информационных,
инструктивно-методических, социально-психологических, диагностических,
корректирующих условий для его деятельности.
Методическое
сопровождение осуществляем по нескольким направлениям.
Сопровождение
опытно - экспериментальной и инновационной деятельности подразумевает оказание
помощи в разработке и проведении мониторинга эффективности использования новых
образовательных технологий, разработку методических рекомендаций по их
внедрению в учебно-воспитательный процесс, презентации опыта работы. В рамках
изучения, обобщения и пропаганды педагогического опыта помогаем выявить
наиболее эффективные методы и формы работы учителя, создаём условия для
презентации и обобщения педагогического опыта. Информационно- технологическая
деятельность (использование Интернет-ресурсов и создание цифровых
образовательных ресурсов, поддержка и обновление сайта школы, пополнение аудио
- и видеофонда) область, где наиболее ярко проявляется творчество педагогов.
Аналитическая деятельность является обязательным элементом методической работы,
так как диагностика состояния образовательного процесса и уровня
профессиональной компетентности учителя, интерпретация полученных данных
помогают выявить запросы на методическую помощь.
В
нашей школе работает 14 педагогов. И естественно мы уделяем особое внимание
повышению квалификации педагогических работников через организацию и посещение
семинаров - практикумов, взаимопосещение уроков, педагогические чтения,
оказание поддержки в работе по самообразованию. Наиболее интересные формы
работы, хотя и трудоёмкие, – диспуты, рефлексивно-ролевые игры, тренинги,
моделирование и анализ ситуаций и др., т. к. они помогают вовлечь большую часть
коллектива в подготовку и проведение мероприятия.
Учителя
– люди взрослые, имеют и определенные знания, и жизненный опыт, умеют учиться и
учатся всю жизнь («учитель умирает тогда, когда перестает учиться»), но есть и
ряд особенностей.
Во-первых,
сопровождение учителей носит индивидуальный характер и определяется опытом
работы, характером его образовательных запросов и интересов, уровнем профессиональной
компетентности. Во-вторых, курсовая подготовка, на которую многие уповают, не
панацея. Убеждена, что невозможно подготовить учителя для работы в новых
условиях за короткое время. Нужна длительная целенаправленная работа,
направленная на раскрытие и активизацию его потенциала.
И
здесь, на мой взгляд, наиболее эффективно сотрудничество, наставничество, консультирование.
Оказание консультационных услуг как управленческого, так и общепедагогического
характера в процессе сопровождения профессиональной деятельности педагога.
Ещё
один вариант работы с учителем - тьюторское (индивидуальное) сопровождение
педагога. Под тьюторским сопровождением мы понимаем технологию, в рамках
которой основной формой взаимодействия подопечного с тьютором является
длительная индивидуальная работа в режиме периодичных индивидуальных встреч. С
одним педагогом работа носит компенсаторный (т.е. восполнение «пробелов» в
профессиональной подготовке) характер, с другим - развивающий, имеет
теоретическую или практическую направленность.
Параллельно
с теоретической проработкой материала, шло опережающее конструирование урока,
обсуждение конспекта (принцип предупреди ошибку), а затем самоанализ проведенных
уроков, приобретение и осмысление личного опыта. Я передаю идею, помогаю
поверить учителю в собственные силы, найти ресурсы для выполнения поставленных
задач. Всё остальное зависит только от педагога, находится в его руках.
Важный
момент - «контрольные срезы» проделанной работы, обеспечивающие оценку и самооценку
успешности работы. В качестве «срезовых» используем посещение занятий с последующим
анализом, собеседование, выступления на заседаниях педагогического совета и/или
методического объединения, тв.группах, проведение открытых уроков, «защиту» методических
или дидактических материалов. Главное - учитель сам решает, когда он готов публично
предъявить свои наработки.
Индивидуальный
подход к повышению квалификации учителей с учётом уже имеющегося у них опыта и
знаний нелегко реализовать. Есть плюсы, есть минусы. Но рост мастерства учителя,
желание творить, пробовать новое – вдохновляет. Есть, конечно, и трудности –
разные предметы, программы, УМК, разный стиль деятельности. И со всем этим
материалом нужно и можно работать. Ведётся каждым педагогом портфолио,
мониторинговые исследования, паспорт
плана индивидуального сопровождения и т.д. Администрацией школы
заполняется банк достижений педагогов ОУ; ведётся персонифицированный учёт,
диагностики (анкетирование, тест- опрос), экспертная оценка профессиональной
компетентности.
В школе востребован не просто учитель и классный
руководитель, а педагог, владеющий знаниями психологии, современными учебными и
воспитательными технологиями, способный на высоком уровне, комплексно и
творчески решать сложные профессиональные задачи. План индивидуального
сопровождения и программа молодого педагога дает возможность учителям и классным
руководителям не только участвовать в реализации школьных программ, но и
принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации инноваций,
постоянно стимулируя развитие их творческого
потенциала, направленного на формирование и развитие личности
учащегося.
В основе плана, программы лежит научный
подход к решению проблемы профессионального роста педагога. Целью является создание в школе высокого уровня познавательной
среды, широких, разнообразных оснований для самосовершенствования учителей,
активизации деятельности педагогического коллектива школы по реализации
инновационных программ, а также повышение престижа образовательного учреждения
через рост квалификации педагогических работников.
Программа молодого педагога и план
сопровождения творчески работающих учителей призваны решить следующие задачи:
- подготовить педагога к работе в
условиях модернизации образования, обновления его структуры и содержания в
рамках инновационного развития школы;
- создать условия для творческой работы и роста
профессионального мастерства педагогов;
- создать комфортные здоровьесберегающие условия, хороший психологический климат в коллективе;
- совершенствовать систему стимулирования и поощрения творчески
работающих педагогов.
Работа ведётся по уровневой
структуре методической работы школы.
1
уровень – индивидуальный (учителя, воспитатели);
2
уровень – творческих групп педагогов;
3
уровень – предметных, межпредметных, проблемных объединений учителей не только
школьных, но и межшкольных в рамках сетевого взаимодействия
4
уровень - методический совет,
педагогический совет
Определены направления методической работы:
- создание условий для теоретической, психологической, методической
поддержки учителей путём использования различных форм обучения;
- усиление научно-практической деятельности каждого педагога через
систему взаимодействия предметных, межпредметных, проблемных объединений
учителей и творческих групп;
- внедрение в практику работы современных образовательных технологий,
включая ИКТ, с целью ориентации на достижение высоких результатов и обеспечения
конкурентоспособности школы.
Таким образом, реализация плана сопровождения и программы молодого
педагога не только решает задачу подготовки педагога к работе в условиях
модернизации образования, но и направлена на создание условий для творческой
работы и роста профессионального мастерства учителей и воспитателей.
|